ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ
(positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь. 2. (Логический позитивизм) – точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием "Венский кружок", чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации  - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук.

Остановившись на термине "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий). Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества".

Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью).

Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом.

В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма": отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика; Эмпиризм). Другой убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке.

В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука; Научная парадигма) подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, Позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм.

Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология; Verstehen (прил.). "Позитивизм в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор проблем вокруг позитивизма в социологии.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОЗИТИВИЗМ" в других словарях:

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… …   Философская энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — [фр. positivisme < лат. positivus положительный] филос. учение, исходящее из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов; п. отрицает метафизический,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • позитивизм — а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС 1. Направление в буржуазной философии. объявляющее единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Позитивизм — (positivism) Термин, введенный Контом (Comte) для обозначения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения (Enlightenment French), от которого он, однако, дистанцировался, Конт считал, что наука… …   Политология. Словарь.

  • Позитивизм —  Позитивизм  ♦ Positivisme    Первоначально название системы, предложенной Огюстом Контом, утверждавшим, что опираться следует только на факты и научное знание. Он отказался от поиска не только абсолюта, но и причин (почему все происходит так, а… …   Философский словарь Спонвиля

  • Позитивизм — (лат.positivus – оң, жағымды) – ХІХғ. 30 40 жылдары дүниеге келген философиялық бағыт. Оның өкілдерінің пікірінше, философия өте мөте (аса) ғылыми таныммен шектелуі керек, материализм, идеализм т.б. философиялық мәселелердің қажеті жоқ. Нағыз… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ПОЗИТИВИЗМ — (французское positivisme, от латинского positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо… …   Современная энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme от лат. positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо стоящей над ней… …   Большой Энциклопедический словарь

  • позитивизм — положительная философия, позитивная философия Словарь русских синонимов. позитивизм сущ., кол во синонимов: 2 • позитивная философия (2) • …   Словарь синонимов

  • Позитивизм — Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»